Кудрачинский В. В | ||
Познающие мир | Дуализм Вселенной |
ФЕНОМЕН И ПАРАДОКС |
|
СОДЕРЖАНИЕ |
Мотивированная интересами человека, глобальная индустриализация общества сопровождается тенденцией деградации человека. Что есть человек? Откуда пришёл в этот мир? В чем его предназначение? Не ответив на эти вопросы, невозможно спасти человека. |
Человек во Вселенной | |
Система человека (10,271 кб) | |
Система веры (16,661 кб) | |
Личность и парадокс человека(16,981 кб) | |
Настоящее и будущее человечества (18,623 кб) |
ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ
Разумность - основное отличие человека от всего живого и животного мира.Человеческий мозг — высший продукт развития материи, ибо это материальная субстанция познания материей самой себя1. Человек - биологический носитель сознания-противоположности мира: отображающего мир и само сознание; являющегося единственным фактором Вселенной, способным противостоять могущественному и казалось бы неукротимому явлению энтропии, фактором, вновь и вновь зажигающим звезды новых вселенных. Только разуму под силу преобразовать деградирующую сущность угасающего мира, в сущность мира восходящего развития.Cущность феномена человека (сущность явления человека) заключается в творческом преобразовании человеком мира, как изменении сущности мира - преобразовании мира старой, регрессирующей материии в мир обновлённой - прогрессирующей материи. Cущность парадокса человека (сущность явления античеловека) заключается в творческом преобразовании человеком человека (как изменении сущности человека), проявляющемся в разнообразной агрессии человека по отношению к человеку.
Преобладающая эмпиричность науки 19-го - 20-го столетий привела к ярко выраженному уклону науки в сторону классического материализма. Характерной особенностью, господствующей в этот период философии, является рассмотрение наиболее общих противоположностей мира - идеального и материального в отрыве друг от друга; что противоречит диалектике, как основному достоянию философии. Материалистическая неразрешимость ряда важнейших научных вопросов (основной вопрос философии, термодинамический парадокс в космологии, ...), отрицательный результат попытки реализации идей исторического материализма вызвали необходимость поиска ошибки в этой наиболее известной в своё время теории развития общества, претендовавшей на полную научность. Суть этой ошибки была сформулирована, как игнорирование классическим материализмом идеального компонента мира, являющегося равновеликой диалектической противоположностью материи.
Увлёкшись борьбой с невежественной верой в сверхъестественные силы, материализм сам незаметно оказался в подобной крайности: путём присвоения материи необъяснимых свойств вечности, неуничтожаемости, самоданной способности немыслимо усложняться в процессе развития вне всякого взаимодействия с сознанием, возведя феномен материи в ранг сверхъестественной силы. В качестве отрицания классического материализма была предложена дуалистическая концепция мира; в свете которой человек, как носитель сознания, является "полузвеном", образующим с материей диалектическое единство "звена" бесконечной цепи волнового взаимодействия материи и сознания; в процессе которого материя и сознание, как наиболее общие противоположности малых вселенных, поочерёдно возрождают друг друга. Вечной материя может быть только во взаимодействии с сознанием. Материя вещества непрерывно деградирует, испаряясь в виде гравитонов, и по истечении некоторого времени (около 10100 лет) полностью превратится в поток элементарных частиц, распространяющихся со скоростью света.
Удивительное образование идеи и материи - человек, является компактным и всеохватывающим воплощением этих наиболее общих противоположностей Большой Вселенной. Поэтому, для понимания сущности человека, его места и роли в мироздании, необходимо иметь представление о сущности глобальных процессов Большой Вселенной, четко определить различия между идеальным и материальным.
В процессе познания, идея (теория) синтезируется человеком исключительно из элементов идеи мироздания, отображенных в сознании человека и разложенных сознанием в процессе анализа окружения. В человеке из окружающего мира не только психика (как отмечал выдающийся русский физиолог И. П. Павлов), не только вещество и сознание - все материальное и духовное достояние человечества, вся полнота его культуры имеет материальное происхождение, является отображением, размещенной в материи, величественной идеи мироздания. Идея, как целостная, несущая смысловую законченность информационная конструкция, всегда существовала в материи в виде информации о строении самой материи. В явлении же сознания, идеальное обретает наиболее яркие, наиболее выраженные формы, легко воспринимаемые самим сознанием.
Идеальный мир человеческого сознания полностью подвластен этому сознанию,и не имеет полноты соответствия материальному миру, отображением которого является2. В этих двух чертах состоит коренное отличие идеального мира человеческого сознания, от его материального окружения. Такое отличие, в процессе познания будет неуклонно уменьшаться, приближаясь к нулю. То есть, с течением времени, в силу возрастания могущества человека и проникновения науки в глубины материи и пространства, материальный мир будет становиться все более подвластным человеческому сознанию, а отображение его, в сознании человека, будет все больше соответствовать действительности. В этом состоит неразрывное диалектическое единство материального и идеального, как наиболее общих противоположностей мира, свидетельствующее об ошибочности ограничения понятия идеального, исключительно сферой человеческого сознания. И всё же, как движение материи бесконечно приближается к прямолинейности, никогда не достигая абсолюта прямолинейности, так и познание сознанием безграничной Вселенной может бесконечно приближаться к реальности, никогда не достигая абсолютной полноты идеи, материализованной в реальности. Но приближение это будет настолько плотным, что может считаться исчерпывающим познанием.
Познание можно рассматривать:
1. Как процесс бесконечного приближения идеального отображения материального мира, в сознании человека, к действительному - реальному строению мира.
2. Как расшифрование сознанием размещенной в материи информации о строении материи.
3. Как перемещение от материи к сознанию, идеи мироздания, размещенной в материи.
В этой связи материю следует считать тем, в чём сливаются в единое целое материальное и идеальное, в чём идеальное достигает максимально возможного соответствия материальному.Такая двойственная сущность материи обусловлена дуалистическим ее строением, в основе которого лежит сама материальная субстанция, с высокой интеллектуалоёмкостью её организации. Такое объединение, на первый взгляд, несовместимых понятий физического и психического, является следствием действия фундаментального закона бытия и ядра диалектики - закона единства и борьбы противоположностей. Погружение в немыслимые глубины сущностей бытия, порождает все более крепнущее ощущение, что начало всего (что может быть только относительным понятием, например, начало малой вселенной, когда материя раздваивается на вещество и поле)3, всегда происходит путем раздвоения некоторого единства.
Понятие неисчерпаемости материи предполагает бесконечность её глубин. Такая бесконечность проявляется в отсутствии "первокирпичика" материи. Ведь, углубляясь в материю, исследователю остается изучать лишь, определенным образом организованные взаимодействия материальных противоположностей, материальная субстанция которых неизменно выскальзывает из поля зрения исследователя. С проникновением в атом, физика пережила первое значительное потрясение открытием пустоты глубин вещества. Увлечённый этим открытием, Альберт Ейнштейн сорок лет жизни потратил на попытки доказать, что пространство является более фундаментальным, более первичным чем материя. Но безуспешно. Диалектический закон единства и борьбы противоположностей с железной неизменностью сработал и в этот раз. Кроме пространства материя содержит еще "нечто" бесконечно малое, неуловимо исчезающее в её глубинах. Исходя из глобальности волновых процессов, можно с достаточной уверенностью утверждать, что волна - наиболее фундаментальное явление мира. То есть, это "нечто" имеет огромную вращательную энергию волнового процесса, и именно в отображении способа организации этого движения и системности материальных структур, состоит функция идеи мироздания.
На фоне чрезвычайно медленнотекущего времени Большой Вселенной, мгновенье (с нашей точки зрения десятки млрд. лет) полного цикла развития малой вселенной следует рассматривать, как полное колебание бегущей волны, в котором частица пространства Большой Вселенной, поляризуясь на наиболее общие противоположности Большой Вселенной - материю и идею материальной организации, в явлении человека достигает максимальной их взаимоотделённости. Началом перехода от материального к сознательному полупериоду такого колебания является возникновение сознания (для Земли 40 - 45 тыс. лет тому назад), что соответствует времени возникновения человека разумного. Созерцая общественно-политические процессы настоящего, можно с уверенностью сказать, что свидетелем критической точки такого перехода на Земле, является наш современник. Главным результатом прохода этой точки является отказ общества от объективных законов организации общества, то есть - преобладание контроля сознания над программой материи, в дальнейшем развитии общества. «Точка», в масштабе малой вселенной - как минимум десятилетия. Хотя, в аспекте симметрии мира, любое понятие можно бесконечно уточнять.
Сознание следует рассматривать, как высший результат взаимодействия материи Большой Вселенной и идеи мироздания, образованных сознанием всей бесконечности малых вселенных бесконечного прошлого. Материя Большой Вселенной и идея мироздания, волнуясь подобно безграничному океану, образуют бесконечное множество малых вселенных с их начальной динамикой волнового всплеска, рождающих сознание, которое в процессе познания отделяет идею мироздания от несущей её материи, для коррекции и дальнейшего воплощения в материю новых малых вселенных (новых периодов собственных колебаний малых вселенных), в свою очередь, рождающих сознание. В таком бесконечном колебании идеи мироздания между материей и сознанием, заключается вечное триединство Большой Вселенной.
Рождение и гибель звезд, титанические процессы движения материи, в Нашей Вселенной, подобной пылинке бесконечной Большой Вселенной: все имеет единственный смысл - сохранение и приумножение, неизменно рождающего биологическую жизнь, достояния и сокровища Большой Вселенной - идеи мироздания, частицей которой является Наша Вселенная и человек Земли. Такую идею не в состоянии сохранить непрерывно деградирующая материя, способная быть вечной только во взаимодействии с сознанием; её не в силах сохранить сознание, будучи венцом непрерывно деградирующей материи. Такая идея, как и все сущее, может сохраняться и развиваться только в вечном движении волнового взаимодействия, диалектического единства идеального и материального.
Как закономерная реакция на утверждение, что сознание является творением идеи и материи, а идея и материя созданы сознанием, возникает основной вопрос философии: "А что же было сначала?" Сама постановка данного вопроса подразумевает абсолютное начало всего – начало, которого никогда не было. Ограниченное в пространстве и времени человеческое сознание не сразу способно постигнуть сущность бесконечного, и потому, понимание её приходит через осознание невозможности противоположного.Как бы ни сопротивлялся наш разум, ему прийдётся смириться с тем, что материя и сознание, как наиболее общие противоположности малых вселенных, всегда существовали рядом.
В противовес классическому материализму, дуалистическая концепция мира ставит человека в центр мироздания, наиболее полно согласуется с научными достижениями современности. Сознание является фактором обуславливающим любое движение материи, с целью сохранения интеллектуального достояния сознания и самого сознания, как высшей формы материальной организации; фактором созидающим материю, придавая ей глобальную направленность к возникновению биологической жизни, являющейся необходимым звеном единственного возможного способа существования Вселенной такой, какой она есть. Подразумевая это, известный французский ученый-биолог Тейяр де Шарден в своей книге "Феномен человека" писал: Я думаю, едва ли у мыслящего существа бывает более величественная минута, чем та, когда из глаз его спадает пелена и открывается, что оно не затерянная в космическом безмолвии частица, а пункт сосредоточения и гоминизации универсального стремления к жизни".4
Человека можно рассматривать в различных аспектах:
1. Феномен человека - человек, как явление, содержащее все существующие проявления человека; разум биологического происхождения, существующий в виде общества индивидуальностей-носителей сознания - противоположности мира.
2. Индивидуальность человека элементарная частица феномена человека; обобщенное понятие единого и неповторимого человека разумного, характеризуемого, присущим только ему, сочетанием асимметрий систем человека. Индивидуальность формируется только в процессе взаимодействий с окружением и невозможная вне этих взаимодействий.
3. Индивид - общественно-пассивная, неосновная асимметрия индивидуальности человека, и нежизнеспособная форма существования феномена человека. Индивид существует, преимущественно, как полупериод собственных колебаний системы индивидуальности - индивидуальность в общественно-пассивном состоянии. На протяжении такого полупериода, индивидуальность накапливает энергию для очередного личностного всплеска (полупериода).
ИНДИВИДНАЯ асимметрия индивидуальности человека | |
Биокомпонент всеядного хищника (1) | Сознание (2) |
Рис. 1. Биокомпонент является сущностным компонентом системы, сознание - динамика системы. Преобладание биокомпонента всеядного хищника характеризует индивидуальность человека, как индивида (неконтролируемые всплески страха, гнева, состояние равнодушия). |
4. Личность - творческая, общественно-активная основная форма существование (главное направление асимметрии) индивидуальности человека. Личность - явление творческое. Не каждая индивидуальность является личностью. Человек рождается индивидуальным но личностью становится только в процессе творческого взаимодействия c окружением. Личность - самореализующаяся идея; высшая форма индивидуальности, возникающая вследствие присоединения сознанием идеи, подчиняющей человека; реальная сила, преобразующая мир. Как правило, индивидуальность любого человека имеет личностную асимметрию. Любой мыслящий человек, в той или иной мере - личность, где сознание преобладает над биокомпонентом всеядного хищника. Степень такого преобладания изменяется по законам волны. Личность управляется сознанием, с его собственными колебаниями творческого анализа и синтеза идеи. Увлечённый идеей, человек превращается в самореализующуюся идею, подчиняющую сознание и биокомпонент человека. Человек проявляет свойства личности в вопросах , касающихся его лично. В других вопросах человек может равнодушно проявлять свойства индивида.
ЛИЧНОСТНАЯ асимметрия индивидуальности человека | |
Сознание (1) | Биокомпонент всеядного хищника (2) |
Рис. 2. Сознание является сущностным компонентом системы, биокомпонент - динамика системы. |
5. Выдающаяся Личность - индивидуальность с ярко выраженными свойствами личности - индивидуальности, которой лично касается всё, которая неизменно движима идеей. Это лидер общественных взаимодействий; индивидуальность, объединяющая общество; обязательный компонент общества; обязательное условие возникновения собственных колебаний системы общества, а значит и - самого общества. Постоянство одержимости идеей в сочетании с выдающимися интеллектуальными качествами формируют выдающуюся личность. Личность не может не творить также, как не может не дышать. Личность гибнет без творчества, но нельзя допускать творческого преобразования человека личностью - это агрессия по отношению к человеку. Мы вправе только творчески совершенствовать человека, в соответствии с его собственными устремлениями к прекрасному.
ВЫДАЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ | |||
Идея - объект веры человека (1) | Индивидуальность человека (2) | ||
Создание проекта (3) | Реализация проекта (4) | Сознание (5) | Биокомпонент всеядного хищника (6) |
ЧЕЛОВЕК |
Физический смысл творчества, как наиболее характерной черты личности, состоит в усилении собственных колебаний системы общества, тогда как индивид лишь ослабляет собственные колебания системы общества, потребляя их энергию.
6. Конкретный реальный человек - индивидуальность, материализованное различное сочетание всех вышеупомянутых качеств, высшая цель и основное средство общества. Реальный человек - явление очень динамичное. В одно мгновение, человек может представлять собою объятое страхом животное, а в следующее мгновение человек может уподобляться божеству, отрицая себя материального, превращаясь в энергетическую вспышку идеи, озаряющую всё общество, оставляющую неизгладимый след в истории человечества.
Общественный статус человека | |
Человек, как высшая цель общества | Человек, как основное средство достижения общественной цели |
Судьба конкретного человека зависит от асимметрии системы статуса данного человека, определяющей, какого отношения общества, к данному человеку, больше во взаимодействиях общества с этим человеком - отношения как к высшей цели общества, или отношения как к основному средству достижения общественной цели. Понятие справедливости предполагает как можно большую асимметрию системы статуса, каждого человека, в сторону "человек, как высшая цель общества", одинаковую для всех членов общества. То есть, каждый конкретный человек должен быть, в первую очередь (главным образом), высшей целью общества, и только потом уже средством достижения этой цели. В своей основе такая асимметрия обеспечивается антропной направленностью Вселенной, находящей отражение в свойстве человеческого труда, создавать марксовскую прибавочную стоимость. Тот факт, что в процессе производства потребительских ценностей, человек получает больше чем отдаёт, что рентабельное производство возможно, является следствием антропной направленности Вселенной - изначальной предназначенности, приспособленности Вселенной для возникновения и развития разумной жизни. Антропная направленность Нашей Вселенной обусловлена её рукотворностью - тем, что создана она цивилизацией предыдущего периода собственных колебаний системы Вселенной - нашими предшественниками, как их собственное продолжение.
Все перечисленные аспекты человека, по мере необходимости, рассматриваются в различных разделах темы "Мир, человек, общество". Тема статуса личности более подробно будет рассмотрена в разделе "Система власти".