Познающие мир | Феномен и парадокс человека |
СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Философские предпосылки
Система человека формируется единством и борьбой биологического компонента всеядного хищника (1), и сознания (2) рис 1. Согласно системному строению мира, любой из вышеупомянутых компонентов (как и любой из компонентов любой системы) также является системой. В данном разделе мы рассматриваем преимущественно человека-индивида - явление биологическое, метафизически5 (вне общественных взаимодействий) отображающее феномен человека. Здесь нет чёткой границы между человеком и высшим животным, нередко проявляющим чудеса элементов интеллекта. Таким поэтапным подходом рассмотрения упрощённых моделей, облегчается процесс познания непростой темы человека. К тому же, человек всегда, как в аспекте онтогенеза, так и в аспекте филогенеза6, начинается как животное. Биологический компонент всеядного хищника является, как сущностным компонентом человека-индивида, так и направлением неосновной асимметрии личности человека - явления духовного, возвышенного, в творческом порыве отрицающего собственную биологическую сущность, и даже себя, как существо материальное.
В диалектическом плане сознание является сущностью - главным признаком человека - тем, чем человек в первую очередь отличается от животного. Сознание имеет материальное происхождение, является функцией высокоорганизованной материи человеческого мозга, хотя, такое определение воспринимается современником неоднозначно. Дело здесь не в самом определении, очевидно верном, а в различном понимании материи: упрощённом - классической философией 19-го - 20-го веков, и диалектически-неотрывном от идеи материальной организации, величия идеи мироздания, величия человеческого духа; на самом деле. В 20-ом веке, наскозь дуалистическая диалектика находилась ещё в процессе становления, и не имела достаточного влияния на философию. Упрощённое трактование материи классической философией, состояло в неестественной, антидиалектической отделённости материи от идеи. Именно так её понимали, в первую очередь, философы-идеалисты конца 19-го - начала 20-го столетия, требуя невозможного - дать такое определение материи, которое бы не опиралось на сознание.
Диалектическую невозможность упомянутого определения ощущала прогрессивная часть материалистического направления философии, полностью поддерживая определение материального, как объективной реальности, данной нам в ощущениях. К сожалению, классическо-материалистическая диалектика понимания мира на этом заканчивалась. Хотя, к полностью научной картине оставался один шаг: признание диалектической неразрывности материального и идеального; признание невозможности существования материального без идеального, и идеального без материального, тайна неразрывного единства которых составляет неуловимое содержание материальных глубин. Ведь, углубляясь в материю, открывая очередную элементарную частицу, исследователь торжествует: "Вот, наконец, она - материя!". А проникая в эту частицу, обнаруживает всё ту же идею пространства и тот же, маячащий в материальных глубинах, "призрак" материи, в форме более мелкой элементарной частицы. Современная наука проникла на пять ступеней вглубь материи (молекула, атом, нуклон, электрон, фотон). Физический смысл материи можно определить какразличной стабильности структуры пространства, со стремительно возрастающей энерготворностью в направлении микромира (энерготворность биологическая превышается энерготворностью химической, энерготворность химическая превышается энерготворностью ядерной, энерготворность ядерная превышается энерготворностью анигиляционной). Наш мир, наша материя, больше идеальны чем материальны, что закономерно для ветви бесконечно-восходящего развития Большой Вселенной, где мы находимся.
В случае индивида, как метафизической модели человека, сознание - динамический компонент системы. Реальный человек, как правило - личность, с системной сущностью идеи и динамикой человека биологического, сформированной сознанием и биокомпонентом всеядного хищника. Личность человека возникает в процессе взаимодействия с окружением: творчески преобразуя окружающий мир (общественная личность), или творчески преобразуя окружающего человека (антиобщественная личность). В системе личности сознание доминирует над биокомпонентом всеядного хищника, являясь сущностью человека биологического. Личность формируется в процессе взаимодействия индивидуальности с окружением, путём творческого присоединения сознанием индивидуальности идей окружения, превращающихся в сущность личности. В личности человека, мир обретает новую сущность самоматериализующейся идеи.
Индивидуальность человека
Система индивидуальности формируется взаимодействием биокомпонента всеядного хищника и высшей нервной деятельности человека (сознания и подсознания), управляющей биокомпонентом всеядного хищника и контролирующей его. Такое взаимодействие происходит в виде реакции центральной центральной нервной системы на раздражители периферийной нервной системы, а в случае отсутствия достаточно сильных раздражителей, вероятно, посредством биоритмов мозга, функционирующих по алгоритму воздействия на периферию - реакции периферии, образно выражаясь: "Всё в порядке в системе человека?" -"Всё в порядке в системе человека!", что составляет собственные колебания биосистемы человека. В отличие от личности, индивид использует созданные идеи метафизически - не прибегая к творческому их применению. Индивид - упрощённая модель человека, с минимализованной функцией творчества.
ЧЕЛОВЕК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биологический компонент всеядного хищника (1) | Сознание (2) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплекс инстинктов сохранения вида (3) | Освоение жизненного пространства (4) | ВЕРА (5) | ТВОРЧЕСТВО (6) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инстинкт самосохра- нения (7) |
Инстинкт размноже- ния (8) |
Познание жизненной среды (9) | Преобразова- ние материи окружения (10) |
Вера во всеобщую гармонию (11) |
Вера в собственное величие основанная |
Творческое познание (13) |
Творческое созидание (14) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страх (15) |
Агре- ссия (16) |
Сочув- ствие (симпа- тия) (17) |
Поло- вое вле- чение (18) |
Поз- нание себя (19) |
Поз- нание окру- жения (20) |
В ма- терию себя (21) |
В ма- терию себе подоб- ных (22) |
Непоз- нава- емую (23) |
Поз- нава- емую (24) |
Особый личный фор- мальный
статус |
Особый личный фактиче- |
Все- общей гар- монии (27) |
Собст- венно- го ве-личия (28) |
Все- общей гар- монии (29) |
Собст- венно- го вели- чия (30) |
||||||||||||||||||||||||||||
С 31 |
П 32 |
О 33 |
Н 34 |
З 35 |
|
|
|
О 39 |
С 40 |
О 41 |
С 42 |
П 43 |
В 44 |
П 45 |
В 46 |
В в
т 47 |
В в а 48 |
В в т 49 |
В в а 50 |
В в т 51 |
В в а 52 |
В в т 53 |
В в а 54 |
О 55 |
С 56 |
О 57 |
С 58 |
А и 59 |
С и 60 |
А и 61 |
С и 62 |
||||||||||||
ПАМЯТЬ (63) |
Рис. 1. Схема системного строения сущности человека. Биосистема всеядного хищника (1) является сущностным компонентом системы человека-индивида, и традиционно изображена слева. Динамические компоненты систем изображены справа. Наиболее глубинной сущностью любой стабильной системы, в том числе системы биологической, является сопротивление действию окружения (31). Агрессия (16) всегда является динамикой сохранения себя и вида; и никогда не является наиболее глубинной сущностью живого существа. Память (63), как способность материи сохранять следы взаимодействий: является одной из наиболее общих свойств материи; определяет способность материи к развитию, рождению жизни и сознания. Память является основой любой психики живого и человека. Данная схема является рабочей гипотезой и может содержать отдельные неточности. |
В основе, индивида лежит биокомпонент всеядного хищника, обеспечивающий существование и самовоспроизведение (размножение) человека - носителя разума. Биокомпонент всеядного хищника - система, изначально-функционирующая, независимо от сознания. Неотделимость материи от движения, в системе реализуется в виде неотделимости системы от её собственных колебаний. Есть колебания - есть система, нет колебаний - нет системы. Если обычную машину можно выключить, лишив ее питания, а потом снова включить, то с биологическими системами пока что значительно сложнее. Остановленное сердце может не запуститься, а лишённый питания мозг, может разрушиться через 5 минут.
Господствующая организация общества основана преимущественно на поляризации биокомпонента всеядного хищника. Полномасштабное функционирование человека возможно только при условии генерирования собственных колебаний всеми системами человека. Биокомпонент всеядного хищника образован высокомолекулярными химическими соединениями, активными в узком диапазоне физических и химических параметров. Так, для нормального функционирования человека необходима температура тела 36,5 - 37° C, определенный химический состав человеческого тела, стабильность химических элементов. Человек содержит определенное, количество энергии, с частотой собственных колебаний систем, перераспределяющейся между компонентами систем. Человек должен чередовать умственную работу с физическими нагрузками. При этом, асимметрия системы человека в сторону биокомпонента всеядного хищника (физические нагрузки) обязательно сопровождается снижением умственной функциональности - и наоборот. Ведь, решая математическую задачу на уроке физкультуры, ученик, как правило, не достигает высоких результатов математических и физических.
В различных ситуациях, в различные периоды жизни происходит активизация соответствующих систем человека. Высокая активность одних систем отбирает энергию у других систем, на некоторое время изменяя сущность человека. Активизацией системы инстинкта самосохранения тормозится система инстинкта размножения, и наоборот - активизацией системы инстинкта размножения тормозится система инстинкта самосохранения.
Сохраняя свойства материальных систем, биологические системы обретают новые черты. Направляя динамику системы, сущностный биологический компонент накапливает потенциал (порождает потребность; создает, возбуждающий динамику дискомфорт, для живого существа), разрядка которого динамическим компонентом, создает условия для нового жизненного цикла, стимулируя деятельность системы смещением её эмоционального состояния в положительную сторону. О существовании такой черты биосистем, у нервной системы, отмечается в научной работе выдающегося русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова "Рефлексы головного мозга":"Собственно же томительное ощущение вытекает из особенностей, до сих пор необъяснимой организации нервных аппаратов, по причине которых недостаток упражнения выражается всегда заунывными ощущениями".7
Инстинкт самосохранения (7) является наиболее фундаментальным инстинктом, как животного, так и человека. Именно с инстинктом самосохранения связаны две наиболее яркие динамики поведения "Побег" (32) и "Нападение" (34), входящие в системы "Страх" (15) и "Агрессия" (16), соответственно. Любая агрессия животного и человека рождается чувством страха за себя и близких, потребностью оказывать сопротивление (31) агрессии из вне, защищать (35) близкое существо. Агрессия хищника во время охоты, рождается не только чувством голода, но и инстинктивным страхом погибнуть от голода. Вынужденно убивая живое существо, хищник (высшее животное) преодолевает в себе сочувствие (17) к этому существу, подвергается стрессу созерцания смерти, причинности смерти. Поэтому хищники не только не проявляют беспричинной агрессии, но дружелюбны и даже ласковы к тем, кого они не убивают (к потомству; кошки - к людям, к детёнышам собак...).
В живых (как и всех других) системах происходит волновое (колебательное) взаимодействие компонентов. Страх подавляется агрессией, агрессия - страхом. Половым влечением притупляется чувство симпатии, влюблённости, и наоборот. Это означает, что компоненты одной системы являются энергонасыщенными не одномоментно, а поочерёдно, с временной разностью в полупериод собственных колебаний конкретной системы. Это реактивное подавление, когда энергия пульсирует между компонентами, не покидая систему. Таким закономерностям подвержена система молодой пары, как сказал поэт: "Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей". Что в равной мере справедливо и к суждению женщин: "Чем меньше мы мужчину любим, тем больше нравимся ему". То же подтверждается и народной мудростью: "Молодые бранятся - только тешатся".
Система "Сочувствие-симпатия" (17) является универсальным инструментом подсознательного ощущения красоты, человеком и животным. Будучи определённым итогом, определённой вершиной гармонических взаимодействий, живое существо расценивает как себе подобное, любую доступную ему гармонию и красоту. Постижение живым существом гармонии-красоты имеет физический смысл резонанса колебательных систем. Явление резонанса лежит в основе всех гармонических взаимодействий мира. Направленность к гармонии, как основе красоты, является неотъемлемой чертой жизни, и наиболее общей тенденцией организации материи и Вселенной. Тонко воспринимая мир реалистическо-мистической сущностью художника, выдающийся русский писатель-философ Федор Михайлович Достоевский отмечал, что мир спасёт красота. Для осознания всей глубины этой замечательной мысли, необходимо понимание красоты, как внешнего проявления гармонии материальных глубин, объективного закона развития материи. Способность воспринимать красоту свойственна даже животным (надои молока повышаются от прослушивания коровами хорошей музыки). Мир спасёт неотвратимое притяжение к прекрасному, движущее человечеством. Заложенная в гармонии глубин материальной организации, пронизывая миллиарды лет биологической эволюции, любовь к прекрасному остаётся неотъемлемой сущностью всемогущего человека будущего, движимого этой любовью, вновь и вновь вкладывающего эту любовь, в материю новых вселенных. Как поётся в известной песне "Любовь не умирает никогда".