Дуализм Вселенной | Рисунок 1. 15,708 кб Рис. 2. 32,840 кб |
ДОПОЛНЕНИЯ К "ДУАЛИЗМ ВСЕЛЕННОЙ"
1 ТЕИЗМ (от греческого theos - бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной, личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как "триединство" трёх таких личностей). Признание трансцендентности бога отделяет теизм от пантеизма; бог мыслится в теизме как источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии католицизма, например, постулируется "аналогия бытия" между бытием бога и бытием вещей). В этом теизм противостоит как монистической мистике тождества бога и мира, так и пантеистической концепции эманации, т. е. природно-необходимого "истечения" мира из полноты божества. Признание продолжающейся сознательной активности бога в мире отделяет теизм от деизма отсюда характерные для теизма представления о божественном провидении (см. Провиденциализм) и чуде. В наиболее чистом виде теизм развивался в рамках трёх генетически связанных религий - иудаизма, христианства и ислама. термин впервые употреблён английским философом Р. Кедвортом (1743). БСЭ 3-е изд. 1978 г.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по отношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию. В этом значении употреблён И. Кантом в сочинениях критического периода (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 338). От термина трансцендентный Кант отличал (не всегда последовательно) термин трансцендентальный. Трансцендентны, по Канту, бог, душа, бессмертие; недоступные для теоретического познания трансцендентные предметы, по Канту, доступны вере, опирающейся на постулаты практического разума. БСЭ 3-е изд. 1978 г.
ПАНТЕИЗМ (от пан... и греч. theos - бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин "пантеист" был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин "пантеизм"- его противником нидерландским. теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму пантеизма облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 нем. философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить её от системы натуралистического и материалистического пантеизма, ввёл термин "панентеизм" (от греч. pan en theo - всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов пантеизма в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в веданте), в древнекитайской мысли (даосизм), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистического (см. Гилозоизм) одушевления всего мира. БСЭ 3-е изд. 1978 г.
ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis - пребывающий в чём-либо, свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистическая диалектика, например, считает, что всем предметам и явлениям имманентны противоположные начала, диалектические противоречия. В истории философии имманентное противополагается трансцендентному. Имманентное как теоретико-познавательная проблема играет важную роль со времени И. Канта, поставившего вопрос о так называемом имманентном употреблении разума, то есть о его границах: с точки зрения Канта, сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в противоположность незаконному - трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного опыта). Представители имманентной философии именуют так свою концепцию потому, что объект познания выступает у них как внутреннее содержание сознания. Имманентной называют также философскую критику, которая рассматривает то или иное учение с точки зрения последовательного проведения его собственных предпосылок. БСЭ 3-е изд. 1978 г.
2 МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ – генерирующая собственные колебания в виде возрождающих друг друга материи и сознания, конечная в пространстве и времени основная структурная единица, бесконечной в пространстве и времени Большой Вселенной. Основной характеристикой конечности малой вселенной является цикличность развития, ведь цикл, как правило, конечен. Если конечность малой вселенной в пространстве очевидна, то её бесконечность во времени может рассматриваться как бесконечная цепь конечностей – циклов развития. В принципе, несомненно-существующая относительность мира распространяется на все, без исключения, явления мира. Так, малую вселенную, в некотором смысле, можно рассматривать как бесконечную и в пространстве, поскольку, будучи волновым явлением сама, малая вселенная бесконечно продолжает себя в излучаемых электромагнитных, гравитационных и других волнах. Окончательное разрешение данного противоречия осуществляется концепцией системного строения мира, в свете которой, любое утверждение рассматривается, как асимметрированая в ту или иную сторону система противоположных утверждений.
3 КЛАССИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - атеистическое мировоззрение и одна из двух основных течений классической философии. Наряду с положительной тенденцией прикладной научной согласованности, фатальным недостатком классического материализма является диалектическая ограниченность, проявляющаяся в нераспространении диалектики на систему наиболее общих противоположностей мира - "идеальное - материальное". Ради видимой гармоничности классический материализм пренебрегает очевидными фактами, которые ему противоречат. Так, ученые СССР отмечали несовместимость материалистической концепции бесконечного-восходящего развития материи с материалистическим отрицанием разума высшей ступени развития, именуемого религией Богом (Морочник С. Б. Развитие и прогресс. - Вопросы философии, № 6, 1966, с. 49.). Истинная наука не могла отказаться ни от бесконечности восходящего развития, ни от безграничного могущества человека будущего. Порочная же идеология не могла признать существования Бога, как высшей ступени развития человека и примириться с религией, поскольку господствующим государством уже были совершены многочисленные преступления против человечности и религии. Признание наукой права религии на существование, не означает научного отрицания аналогичного права для атеизма. Любая социальная система противоположностей существует для удерживания человека в состоянии неэкстремальной асимметрии (золотой середины). Вся полнота истины содержится только в всей полноте человеческой культуры, включающей все народы, все религии, всех людей, вплоть до наихудшего человека. Высшим достоянием человечества, истоком научной теории неагрессивного (гармонического) общества, была и остается идея любви к человеку.
4 МИР, ВСЕЛЕННАЯ, БОЛЬШАЯ ВСЕЛЕННАЯ –
согласно дуалистической концепции мира, бесконечная в пространстве и времени
система, с бесконечным периодом собственных колебаний и противоположными ветвями:
бесконечно-восходящего и бесконечно-нисходящего развития материи. По всей вероятности
это система внешних и внутренних факторов
мира.
5 НАША МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ (НМВ) – одна из бесконечного числа, существующих в Большой Вселенной, малая вселенная в которой живём мы. НМВ можно представить, как однородную расширяющуюся сферу, заполненную веществом и излучением, диаметром около 21,14 миллиардов световых лет (2·1023км). Один из наиболее удалённых наблюдаемых в телескопы объектов - квазар 3C 9, находится на расстоянии около 12 млрд. световых лет от Земли (при постоянной Хаббла H = 50км/с·Мпк. (И.А. Климишин Астрономия наших дней «Наука» 1986. с. 488)). Под термином НМВ следует понимать только наш мир - единичный период существования системы НМВ. Минувшие периоды следует обозначать: НМВ -1, НМВ -2, НМВ -3 и т.д.. Будущие периоды следует обозначать: НМВ +1, НМВ +2, НМВ +3 и т.д.
Очевидно, однородность НМВ условна, и существует в ограниченном пространстве нескольких миллиардов световых лет. В вышеупомянутом случае постоянная Хаббла свидетельствует о том, что на каждый мегапарсек расстояния (3,085678·1019км) между двумя точками НМВ, приходится приращение скорости разбегания этих точек, равное 50-ти километрам/секунду. И по ныне неизменность постоянной Хаббла – вопрос спорный. Очевидно, значение этой физической величины зависит от кривизны конкретного участка пространства-времени.
ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ В сущности, определение времени в конкретной
точке пространства является материальным отображением моментного состояния развития,
упомянутой точки пространства. Но сам процесс отображения требует некоторого
времени транспортирования информации о времени, без которого отображение невозможно,
и само понятие времени теряет смысл. Именно поэтому информацию о времени желательно
транспортировать на минимальные расстояния (например, от шкалы часов к мозгу
наблюдателя), так как она устаревает. Ведь одно дело, если Вы окликнете
соседа через двор вопросом: "Который час?"; и совсем другое дело если
этот вопрос Вы пошлёте караваном верблюдов через пустыню. Поэтому наилучшим
всегда было теоретическое определение времени в отдаленной точке пространства,
на основе известной разности времени упомянутой точки, и точки отображения -
точки наблюдателя. Но даже в этом случае обычным временем пользоваться невозможно,
ведь время не ждёт. Именно поэтому люди договорились, будто земное время может
ждать. Для этого разделили на 24 части сутки и межмеридианную поверхность Земного
шара, и начали пользоваться моментным временем среднего (часового)
меридиана, каждого 15-тиградусного межмеридианного сектора Земной поверхности,
воображая, что это есть моментное время всего 15-тиградусного сектора. Правда,
следует иметь в виду, что административное деление на часовые пояса, несколько
отличается от астрономического. Так была осуществлена абстрактизация времени
- отрыв понятия времени от его естественной сущности, которой является пространство.
И только 20-е столетие с его ейнштейновской общей теорией относительности восстановило
естественное единство пространства-времени, не отменяя наше искусственное, но
привычное, приспособленное к человеку время. Конкретный же вопрос: "Может
ли время ждать?" остается открытым, поскольку, согласно общей теории систем,
все зависит от условий реализации идеи, и ничто нельзя утверждать, или отрицать
безусловно – не упоминая об условиях.
6 СОВЕРШЕННАЯ ПЛОСКОСТЬ НМВ «Еще один удивительный факт связан с величиной средней плотности вещества Вселенной. Из теории Фридмана следует, что если бы в первые мгновения после первичного взрыва она всего лишь на 10-53 процента превосходила критическую, при которой мир становится полностью замкнутым, то силы тяготения превозмогли бы инерцию первичного взрыва и расширение Вселенной давным-давно сменилось бы ее сжатием, и теперь наблюдалось бы не разбегание галактик, а их быстрое сближение.
С другой стороны, если бы плотность взорвавшейся материи на 10-53 процента была бы меньше критической, расширение пространства происходило бы значительно быстрее, и современная средняя плотность материи в нашем мире была бы во много-много раз меньше наблюдаемой. Другими словами, наша Вселенная родилась с плотностью, которая почему-то фантастически близка к критической. Почему так произошло? В теории Фридмана нет объяснения и этой загадке. Чтобы ее объяснить, нужны какие-то совершенно новые физические идеи. Загадку начальной плотности иногда называют также «проблемой абсолютно плоского мира». Если плотность больше критической, мир, образно говоря, вогнутый, если меньше—он выпуклый... В промежуточном случае - мир плоский»
В.С. Барашенков Вселенная в електроне М. 1988 г. Гл. 2
В свете Дуализма Вселенной, совершённая плоскость мира (НМВ) объясняется антропним, связанным с человеком, возникновением НМВ; а значит и предшествующим проектированием НМВ, человеком.
7 ЭНТРОПИЯ – направленность всех процессов преобразования энергии, в сторону тепловой энергии. Сущность явления энтропии сводится к необратимым потерям энергии в виде тепла, в процессе любого преобразования энергии, посредством рассеивания тепла в окружающее пространство, по причине невозможности создания преобразователей энергии 100%-го коэффициента полезного действия.
Термодинамический парадокс космологии заключается в противоречивости фактов: господства энтропии, и восходящего развития материи (в т. ч. и горения звёзд), поскольку господством энтропии Вселенная уже давно должна быть превращена в мёртвую пустыню с равномерно распределённым теплом. Согласно дуалистической концепции мира, явление энтропии может быть преодолено только разумом, как фактором, обладающим свойством бесконечного наращивания могущества..
8 Szent-Gyogyі A. Promіse of Medіcal Scіence. - Іn: Man and Hіs Future. L., 1963, p. 194.
9 Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение, М., 1985 с. 99, 110.
10 Ленин В.И. ПСС т. 18, с. 149.
11 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – основа государственной идеологии СССР. Марксистско-ленинская модификация классического материализма.
12 ПЕРВЫЙ «МИРОВОЙ ПОТОП» - обусловленный остыванием земной коры, период образования водной оболочки Земли, как среды зарождения жизни (около 4,5 млрд. лет тому назад, В.И. Бгатов, История кислорода земной атмосферы, М. 1985, с. 33).
13 "БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ" Согласно гипотезе американского физика русского происхождения Гамова, рождение наблюдаемой нами Вселенной «представляло собой гигантский взрыв пространства и какой-то неизвестной нам праматерии, из которой в условиях огромных температур и давлений «сварилось» затем атомное вещество нашего мира. За неимением более подходящей наглядной картины это явление часто называют «Большим взрывом», или «Биг Бэнгом», если использовать соответствующий звучный английский термин. Гипотеза Гамова позволила разработать теорию «Огненного шара», в котором происходил синтез атомных ядер, и рассчитать концентрацию водорода, гелия и других химических элементов во Вселенной. Результаты вычислений хорошо согласуются с данными о составе Земли, лунных пород и метеоритов и с результатами изучения спектров испускаемого звездами света, которые зависят от того, какие атомные ядра «горят» на той или иной звезде. И самое главное, американские инженеры с помощью радиотелескопов обнаружили предсказанное Гамовым рассеянное по всему пространству остаточное тепловое излучение Большого взрыва." В.С. Барашенков Вселенная в электроне, М. 1988 г. Гл. 2. |
14 ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ - язык машин. Непосредственно, машина воспринимает только двоичний код чисел, состоящий из единицы и нуля. Все другие числовые коды (восьмеричный, десятеричный, шеснадцатеричний) машина воспринимает только после их преобразования специальными программами в двоичный код. Наглядным примером восприятия двоичного кода, любой, даже невычислительной машиной, является сцепка между тягачём и прицепом: есть сцепка - есть поезд; нет сцепки - нет поезда. В данном случае никакой математической формулой делу не поможешь, формулы - дело теории. Вопрос решается простым опусканием металлического штыря (пальца) в отверстие сцепки, с последующей его фиксацией, что в теории (в программе) может быть обозначено единицей. Отсутствие штыря, соответственно - нулем.
Мир систем |