Познающие мир Дуализм Вселенной
 
ФЕНОМЕН И ПАРАДОКС ЧЕЛОВЕКА
Человек во Вселенной Система веры
Система человека Личность и парадокс человека
Настоящее и будущее человечества

ДОПОЛНЕНИЯ К "ФЕНОМЕН И ПАРАДОКС ЧЕЛОВЕКА"

1. Алексеев В. П. Становление человечества М.: Политиздат, 1984.

2. В противоположность идеальному миру человеческого сознания, материальное окружение человека имеет ограниченную подвластность сознанию человека (человек нашего времени пока ещё не всемогущ), и полностью соответствует содержащейся в материи, идее организации материи - информации о строении материи. Вне всякого сомнения - система материи составлена материальным и идеальным компонентами. Примечательно - что мы имеем достаточное представление об идеальном компоненте системы материи (это содержащаяся в материи информация о строении материи, извлекаемая исследователем в процессе познания материи), и весьма смутное представление о материальном компоненте материи, поскольку всё, что мы получаем в процессе познания материи, следует отнести к информации об организации материи; то есть, всё это является идеей. Вот что писал по данному вопросу известный русский популяризатор науки Владилен Сергеевич Барашенков в своей книге "Вселенная в электроне":

Иллюстрируя идею мира, построенного целиком из пустоты, известный американский теоретик Джон Уилер, профессор Института высших исследований в Принстоне, вблизи Нью-Йорка, проводит аналогию с наблюдателем, который с высокой башни изучает движение темных пятен на поверхности озера. Он изучил их движение настолько детально, что смог вывести для них уравнения и установить законы действующих между пятнами "эффективных" сил. Но вот однажды, вооружившись биноклем, он видит, что пятна - это не чужеродные объекты на поверхности жидкости, а всего лишь ее вихри. По мнению Уилера, элементарные частицы и все вещество нашего мира - такие же своеобразные "пятна" в пустом пространстве, особые возбуждения "вакуумной пены".

"Сумасшедшая" мысль о том, что в мире нет ничего, кроме пустого пространства в его различных формах, стала казаться особенно убедительной после того, как физики пришли к идее единого поля, объединяющего в себе все известные нам силы природы. Поскольку одно из его состояний, гравитация, имеет геометрическую природу, можно рассчитывать, что все остальные его состояния-братья имеют подобное же происхождение.

Выявляемый общей теорией систем парадокс материи заключается в том, что материя нашего мира (мира бесконечно-восходящего развития) насквозь идеальна, по причине до сих пор необнаруженного (и скорее всего несуществующего) первокирпичика материи. Очевидно, материальный компонент системы материи имеет свойства противоположные, свойствам идеального компонента этой системы. То есть, если идеальный компонент обладает свойствами информации и определённости, то материальный компонент должен обладать свойствами дезинформации и неопределённости. Что в определённой мере соответствует свойствам элементарных частиц материи. Например, место положения электрона в атоме определить невозможно. Это сугубо вероятностные значения, приближающиеся к истинным, при стремлении времени определения к нулю. При этом следует помнить об ограниченности чистоты противоположностей и условности абсолютных противоположностей. Ведь любая идея имеет материальный носитель, а любая материя содержит идею, хотя бы той же дезинформации и неопределённости. Как видим, очередная наша попытка разорвать замкнутый круг материально-идеального единства и получить материю в чистом виде, закончилась ничем. Что в очередной раз подтверждает неисчерпаемость материи, асимметрию в сторону идеи, материи бесконечно восходящей ветви развития Большой Вселенной.

Полноту соответствия материи, идее материальной организации, следует рассматривать в аспекте возможности реализации абсолюта 2a. При этом следует отличать системные, реальные понятия материи и идеи, от абсолютных понятий материального и идеального компонентов системы материи. Идея может быть абсолютной (нерасщеплённой на компоненты), но такая идея не может быть реализована. Проект реализации идеи, кроме самой идеи, должен содержать, или подразумевать значения отклонений от среднего (абсолютного) значения, допустимые в процессе реализации (материализации) идеи. В противоположность абсолютной идее, такой проект является реальной идеей. Так, в материи, материальное и идеальное существуют в виде системы противоположностей, взаимодействующих с частотой собственных колебаний этой системы. То есть, материальное и идеальное, в системе материи, обязательно разделены в пространстве расстоянием, соответствующим половине длины волны, несущей энергию взаимодействия противоположностей; а статические (также и динамические) максимумы энергии противоположностей, разнесены во времени на половину периода их взаимодействия.Таким образом, компоненты системы материи неотделимы от пространства и времени (также образующих систему взаимных воздействий), и обладают разностью в полуволну и полупериод: отображающие фазовый сдвиг колебаний=180º, являющийся наиболее фундаментальным различием идеального и материального, и имеющий математическое выражение, на первый взгляд, сугубо философского понятия.

Что есть бытие? Материалисты считают бытием существование материи. Идеалисты считают бытием существование духа - идеи. Открыв диалектику, великий Гегель создал основу для объединения этих полюсов познания мира. В мире всё относительно, и только векторы - направления движения способны рождать нечто существующее из вечного "ничто". Именно несовпадение векторов скорости и ускорения, является основным признаком колебательного процесса - основы бытия. Сознание существует в вечном движении убегания от деградирующей бездны этого "ничто", уходящей в глубины микромира. Это "убегание" направлено в бесконечность окружающего пространства Большой вселенной, в бесконечность восходящего развития, и неразрывно связано с освоением всё более и более крупных измерений бесконечного мира. Бытие можно назвать существованием идеализированных материй, или существованием материализованных идей. Предпочтение первому термину следует отдавать, подразумевая наш мир восходящего развития, - второму - подразумевая деградирующие глубины микромира. Ведь наш мир, является миром молодых материй - материй, движущихся к соответствующим прогрессивным идеям. Микромир же, это мир "умирающих" - деградирующих материй, где все идеи уже материализованы и развитие идёт в обратном направлении.

 
Идеальный компонент Материальный компонент
МАТЕРИЯ - вместилище бесконечного числа идей. Материализованная реальная идея материи, как полоса допустимых отклонений идеи материи, от среднего - абсолютного её значения
 

Рис. 1. Иллюстрация компонентов материи и двойственной сущности реальной идеи.

На рисунке, существующая (простирающаяся во времени) абстрагированно-неизменная абсолютная идея изображена в виде вертикальной красной осевой линии рисунка (стрелы), в идеале образованной непрерывным рядом точек лишённых объёма, поскольку идея приближается к абсолюту, по мере приближения к нулю пространства ее реализации и времени ее существования. Примером такой идеи может быть абсолютная идея элементарной частица вещества - атома. В реальности (согласно реальной идее атома) атом является пространством, запоненным волновым движением элементарных частиц материи. На рисунке реальная идея статическо-динамического взаимодействия компонентов материи изображена в виде вертикальной синусоиды, одновременно отображающей волновой процесс отклонения реальной идеи от среднего - абсолютного её значения и процесс взаимодействия противоположных компонентов системы материи. Такая синусоида является результирующим и идеализированным отражением реального движения материальных глубин. Дальнейшее расщепление противоположностей системы приведёт к выявлению великого множества гармонических составляющих этого движения, обобщённо изображённых в виде двух разноцветных полей симметричного многоугольника, как полного отражения реальной материальной идеи. Реальное пространство атома образовано одновременно: пространством элементарных частиц атома; и, в большей мере, волновым - постоянно-изменяющимся спиральным (многоплоскостным) движением этих частиц. Такое движение наиболее ярко проявляется в движении электронов, но присуще и ядру, в виде колебаний кристаллических решёток вещества, и внутриядерных волновых движений различных компонентов ядра.

БОЛЬШАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Бесконечность микромира Бесконечность мегамира (бесконечность окружающего нас пространства)

Рис. 2. Мир Большой Вселенной, как бесконечная в пространстве и времени система нисходяще-восходящего развития материи.

Пространство-время нашего мира (макромира) является границей раздела, бесконечных противоположных сред микромира и мегамира, и составлят ничтожную их частицу. Как гласит популярная в научной среде истина: "Самое интересное происходит на границе раздела противоположных сред". Данная система является разновидностью системы внутренних и внешних факторов, с её бесконечным периодом собственных колебаний, и ветвями бесконечно-нисходящего и бесконечно-восходящего развития.

ИДЕЯ, как несуществующая вне материи, несущая смысловую законченность информационная конструкция, отражённая любыми знаками, но в основе своей предполагающая числовые значения, как наиболее универсальный способ отражения.
Абсолютная идея Реальная идея

Рис. 3. Системное строение сущности идеи.

Сущностный компонент слева, динамический - справа. То есть, сущность идеи - в абсолюте, динамика идеи - в реальности. Напомним, что любая система состоит из сущностного и динамического компонентов, сокращённо - из сущности и динамики.

Главным признаком абсолютной идеи является её нерасщеплённость на компоненты. Как только сознание расщепляет абсолютную идею на компоненты, она автоматически превращается в реальную идею, составленную противостоянием пары ещё нерасщеплённых (а потому абсолютных) идей. Последующее расщепление этой пары абсолютных идей на компоненты превращает их в реальные идеи, в свою очередь, состоящие из пар абсолютных идей, и т.д. Таким образом, собственные колебания, системы идеи, представляют собою волновой процесс взаимодействия абсолютной и реальной идеи. Это волна с вектором процесса познания. Собственные колебания реальной идеи образуются парой противоположных абсолютных идей, на которые расщепляется реальная идея.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ
РЕАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Абсолютная идея
Реальная идея
Абсолютная идея
Реальная идея
Абсолютная идея Абсолютная идея Абсолютная идея Абсолютная идея
ИДЕИ ВСЕЛЕННОЙ

Рис.4. Превращение абсолютной идеи в реальную идею, в процессе расщепления на противоположности.

Познание является частью творчества, объединяющего познание и созидание (см. система человека). Углубляясь в материю в процессе познания, сознание расщепляет абсолютные идеи на компоненты, таким образом превращая абсолютные идеи в реальные идеи. То есть, всегда конечным результатом такого движения являются абсолютные идеи, как передовые рубежи познания.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ БЫТИЯ
Абсолютная идея бытия, как сущности движения в пространстве и времени Абсолютная идея бытия, как явления (формы) движения в пространстве и времени

Рис. 5. Возникновение системности в процессе материализации.

Реальность - это "размытая" движением материи, абсолютная идея бытия. Движение от, структурирующей Вселенную, обсолютної идеи к материи - это движение: от бессистемности к системности; от монизма к дуализму. Материя, лишенная сознания, способная лишь деградировать; ибо только сознание может создавать, или восстанавливать абсолютную идею, сызнова структурирующую Вселенную.

Понятие допустимых отклонений имеет широкое применение в машиностроении. В практическом понимании, величина допустимых отклонений имеет физический смысл амплитуды собственных колебаний, материальной системы серийно-изготовленной детали. Такие колебания возникают вследствие заведомо-невозможной материализации одиночных абсолютных идей, и необходимости объединения их в пары, совместно образующие систему реальной идеи материализации - своеобразный коридор; промежуток пространства ограниченный допустимыми отклонениями материализуемого объекта, от первоначально задуманной абсолютной идеи этого объекта. В теоретическом понимании, реальная идея материализации возникает, как система пространственно-временного взаимодействия пары абсолютных идей: минимально-допустимого и максимально-допустимого размеров детали. Например, реальная идея посадки с натягом шарикоподшипника на вал, возникает вследствие взаимодействия пары абсолютных идей: диаметра посадочного отверстия шарикоподшипника D=25,01мм, и посадочного диаметра вала d=25,02мм. В свою очередь, реализация каждой из вышеупомянутых абсолютных идей посадочных размеров шарикоподшипника и вала, возможна только посредством преобразования этих абсолютных идей в реальные идеи, как системы иных абсолютных идей, отображающих допустимые отклонения от желаемой абсолютной идеи, неизбежные в процессе материализации такой идеи. В практике машиностроения это проявляется в виде допустимых отклонений вышеупомянутых параметров шарикоподшипника и вала: D=25,00 - 25,02 (мм); d=25,03 - 25,04 (мм) соответственно. Реальная идея материализуемого шарикоподшипника, в данном случае означает, что посадочное отверстие шарикоподшипника может иметь любое значение от 25,00мм до 25,02мм. А реальная идея материализуемого вала, означает, что посадочный диаметр вала может иметь любое значение от 25,03мм до 25,04мм.

Системность мира следует рассматривать как взаимопроникновение противоположностей систем - своеобразное растворение материи в идее и идеи в материи, сопровождающееся асимметрией в сторону идеи, или в сторону материи. Например, такая асимметрия идеально-материальной системы шарикоподшипника в сторону материи будет иметь вид громоздкой конструкции, где надёжность устройства обеспечивается массой металла. Соответственно, асимметрия в сторону идеи будет выглядеть лёгким изящным изделием, надёжность которого обеспечивается высокими механическими свойствами сплава Возвращение в "Человек во Вселенной".

2a АБСОЛЮТНЫЙ (АБСОЛЮТ) (от латинского absolutus) - безотносительный, безусловный, совершенный, полный.

АБСОЛЮТНАЯ ВЕЛИЧИНА действительного числа равна этому числу, если оно положительно, равна противоположному числу, если оно отрицательно, и равна нулю, если число равно нулю. Абсолютная величина числа а обозначается |a|. Например, | +5 | = |-5 |=5; | 0 |= 0. В 17 веке в период зарождения современной науки и, в частности, современной математики был разработан ряд методов изучения непрерывных процессов и методов приближённых вычислений. Отчётливое определение понятия действительного числа даётсяся одним из основоположников математического анализа Исаком Ньютоном во "Всеобщей арифметике": "Под числом мы понимаем не столько множество единиц, сколько отвлечённое отношение какой-нибудь величины, принятой нами за единицу, к другой величине того же рода". Эта формулировка даёт единое определение действительного числа, рационального или иррационального (БСЭ 3-е изд. 1978 г).

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ одно из основных понятий в философских системах объективного идеализма. Например, в системе Гегеля понятие абсолютной идеи выражает высший синтез, первооснову всего сущего, а природа и дух выступают как различные формы существования абсолютной идеи, как её инобытие и, следовательно, производны от неё (см., в частности, Соч., т. 5, М., 1937, с. 636-645). В неогегельянстве и абсолютном идеализме понятие абсолютной идеи не имеет столь широкого содержания и выражает лишь абсолютизированное мышление. См. Идеализм. Б. С. Раббот (БСЭ 3-е изд. 1978 г).

Поскольку научно-технический прогресс движется к принципиальной возможности числового выражения любого явления мира, понятие абсолютной идеи, в общей теории систем, несёт математический смысл абсолютной величины действительного числа 2a, хотя и может быть выражено любыми смысловыми знаками: буквами; иероглифами; двоичными; восьмеричными; десятеричными; шеснадцатеричными числовыми и другими знаками. Абсолютное понятие отвлечено от реальности, и, как абсолют, не может быть материализовано (реализовано). Материальная реальность образуется титаническими энергиями, заключёнными в сверхбыстрых колебаниях некого, приближающегося к абсолюту, практически не имеющего объёма "ничто"; только за счёт неимоверной скорости движения, образующего тот, или иной объём, пространство - данную нам в ощущениях объективную реальность.

Наша речь состоит из слов, каждое из которых представляет собою идеализированное отражение явления мира, несёт в себе абсолютную идею до тех пор, пока мы не расщепляем данное понятие на противоположности. Дальнейшее уточнение такой идеи может быть произведено путём уточнения её компонентов, поэтому нет необходимости продолжать считать идею абсолютной, она может считаться полноправной реальной идеей. В быту, чаще всего, достаточно одного уровня уточнения. Так, слово "лес" можно расщепить на понятия (уточнить): "густой лес", "редкий лес"(первый уровень первой плоскости поляризации явления); "хвойный лес", "лиственный лес" (первый уровень второй поскости поляризации явления). В научной и профессиональной деятельности нередко необходимы более точные понятия (реальные идеи): степени лесистости; соотношения пород; степени пригодности для строительства...

В противоположность абсолютной идее, реальная идея несёт математический смысл совокупности непрерывного ряда чисел, выражающих допустимые в процессе реализации, отклонения реализуемого проекта, от абсолютной идеи этого проекта (см. выше "применение в машиностроении"). Реальная идея необходима для осуществления материализации идеи. Абсолютная идея необходима для экономичности информационного обмена, и служит своеобразным заголовком соответствующей реальной идеи. Например, в производстве электромузыкальных инструментов недостаточно абсолютной идеи величины действительного числа 7, как имени седьмой октавы. Здесь необходима реальная идея ряда чисел звукового диапазона от 1024 до 2048 герц. И в то же время, седьмую октаву музыканты называют седьмой октавой, а не звуковым диапазоном 1024 - 2048 герц. Это же относится к цветовым гаммам, животным, растениям, минералам и всем другим, без исключений, явлениям мира.

2б ИСТИНА "Понимание истины, как соответствия знания вещам, восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: "...прав тот, кто считает разделенное (в действительности.- Ред.) - разделенным и соединенное - соединенным..." (Метафизика, IX, 10, 1051 Ь. 9; рус. пер., М.- Л., 1934). Эта традиция в понимании истины продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.).

В идеалистических системах истина понимается, или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант). Немецкий классический идеализм, начиная с истины Фихте, внёс в трактовку истины диалектический подход. По Г. Гегелю, истина есть процесс развития знания.

Представители экзистенциализма, вслед за датским мыслителем С. Кьеркегором, трактуют истину субъективно-идеалистически - как форму психологического состояния личности.

Согласно диалектическому материализму, истинным являются те представления, понятия, идеи, теории, которые адекватно, верно отражают то, что есть в объективной действительности. Истина относительна, поскольку она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. И в этом смысле истина - "дитя эпохи". Каждая последующая научная теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории (например, классическая механика И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна). Такое соотношение между теориями в их историческом развитии получило в науке название принципа соответствия." (БСЭ 3-е изд. 1978 г).

В общих чертах соглашаясь с материалистическим определением истины, общая теория систем развивает и углубляет понимание истины. Истина - идея, возникающая только в процессе взаимодействия мира с сознанием, несуществующая вне такого взаимодействия, несущая отпечаток свойств сознания - стремление: к познанию действительности; к вере; к морали; к справедливости. Истина имеет системное строение, и расщепляется (поляризуется): на объективную и субъективную истины, в зависимости от способа отражения (в зависимости от того, чем отражается действительность, объектом или субъектом - обществом как предметом на который направлена активность личности, или личностью как источником активности направленной на общество); и на реальную и абсолютную истины, в зависимости от разновидности идеи, которой выражается истина.

Если истина - продукт взаимодействия мира и сознания, то идея - компонент системы материи,что является основным отличием истины от идеи. Углубляясь в единство и борьбу (идентичность и индивидуальность) понятий истины и идеи, следует отметить относительность их идентичности и индивидуальности. Понятие идеи, на первый взгляд, может показаться более глубинным, более фундаментальным по сравнению с понятием истины. Но это не более, чем "эхо" чисто-материалистического мировоззрения, предполагающего возможность существования материи в отрыве от сознания. Причинно-следственная связь между истиной и идеей - вопрос неоднозначный. В процессе возникновения жизни и сознания (2-я четверть периода собственных колебаний НМВ см. рис.1 "Дуализм Вселенной") - идея рождает истину; в процессе интеллектуализации материи (3-я четверть периода собственных колебаний НМВ) - истина рождает идею. В мире нет ничего кроме волн. Любой процесс, любой предмет - волна, где противоположности периодически меняются местами.

Абсолютная истина предполагает исчерпывающее отражение, стремительно-изменяющейся (в том числе со световыми скоростями) действительности. Теоретически, можно рассматривать два пути постижения (отражения) абсолютной истины. Первый - остановить движение, что автоматически повлечёт схлопывание пространства и исчезновение самой материальной действительности. Второй - попытаться очень быстро отразить действительность. Но и в этом случае, отражённая информация будет запаздывать по отношению к действительности, поскольку скорость процесса отражения не может быть больше световой скорости движения элементарных частиц, и к моменту завершения отражения, мир будет уже иным - не соответствующим отражённой информации. Иными словами, абсолютная истина может существовать только в виде недостижимой цели (абсолютной идеи).

Поскольку свойства общества всецело зависят от свойств элементарных частиц общества (от свойств членов общества), определяются этими свойствами, решающее значение в теоретической социологии имеет понятие субъективной истины, как субъективного, индивидуального понимания истины каждым отдельным членом общества.

3. В процессе возникновения малой вселенной из точечного объёма, происходит раздвоение (поляризация) материи на частицу и пространство (вещество и поле), реализующее оптимальную, для развития, плотность материи, вплоть до возникновения жизни и разума (Возвращение в "Человек во Вселенной").

4. Тейяр де Шарден, Феномен человека. М.: "Прогресс", 1965, Пролог: Видеть (Возвращение в "Человек во Вселенной").

5. МЕТАФИЗИКА 1) философская. "наука" о сверхчувственных принципах бытия. Термин "Метафизика." имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил "Meta ta physika" ("после физики") его книгу о "первых родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то "первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В современной западно-буржуазной философии термин "Метафизика." часто употребляется как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия Метафизики исторически преемственны: возникнув как основная философская "наука" о началах всего сущего, Метафизика на определённом этапе, на базе механистического естествознания 17 века, была переосмыслена как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным отношением к Метафизике, как философской спекулятивной науке, которой был противопоставлен метод точных наук - механики и математики, как истинно-научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, Метафизика впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем.

ДИАЛЕКТИКА [греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор, от dialegomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. В истории диалектики выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная диалектика древних мыслителей; диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии; диалектика русских революционеров- демократов 19-го века; марксистско-ленинская материалистическая диалектика. (БСЭ 3-е изд. 1978 г)

В современном понимании, диалектика является, прежде всего, дуалистической основой системной концепции мира.

6 ФИЛОГЕНЕЗ (от греческого phylon - племя,> род, вид и ...генез), филогения, историческое развитие организмов. Термин введён немецким эволюционистом Э. Геккелем в 1866 г. Процесс филогенеза и его закономерности изучает филогенетика. Основной задачей при изучении филогенеза является реконструкция эволюционных преобразований животных, растений, микроорганизмов, и установление на этой основе их происхождения и родственных связей между таксонами, к которым относятся изученные организмы. Для этой цели Э. Геккель разработал метод "тройного параллелизма", позволяющий путём сопоставления данных трёх наук - морфологии, эмбриологии и палеонтологии - восстановить ход исторического развития изучаемой систематической группы. Привлечение данных эмбриологии, для реконструкции эволюционных преобразований организмов, потребовало изучения соотношения между их индивидуальным и историческим развитием (см. Биогенетический закон, Фил-эмбриогенез) и уточнения понятия филогенеза. Английский эволюционист У. Гарстанг в 1922 г. сформулировал представление о филогенезе, как о последовательности онтогенезов в следующих друг за другом поколениях, связанных соотношением: родители - дети - внуки. Эта идея была развита И. И. Шмальгаузеном, который считал, что филогенез представляет собой "исторический ряд известных (отобранных) онтогенезов". Трактовка филогенеза, как исторической последовательности онтогенезов, прошедших контроль естественного отбора, позволяет установить процесс развития любой систематической группы. Это зависит от выбора признаков, по которым устанавливается филогенетическая преемственность форм, от наличия данных палеонтологии и от задач исследования. Изучение исторических изменений признаков, характерных для данной систематической группы, позволяет реконструировать филогенез этой группы, однако неравномерность темпов эволюции признаков и неизбежность экстраполяции результатов изучения ограниченного числа признаков на филогенез целостного организма, а затем на филогенез таксона, понижает точность реконструкции филогенеза и часто ведёт к ошибкам. Поэтому для целей реконструкции филогенеза всё шире привлекаются данные целого ряда биологических наук, например молекулярной биологии, биохимии, генетики, биогеографии, экологии и др. Эти данные позволяют компенсировать неполноту палеонтологической летописи и уточнить реконструкции филогенеза, полученные классическим методом тройного параллелизма. Особое значение приобретает анализ адаптивных процессов филогенетических преобразований. Такой подход позволяет резко повысить достоверность филогенетических реконструкций. Изучение филогенеза служит основой построения естественной системы (см. Система органического мира) развития эволюционной теории, и более глубокого изучения отдельных таксономических групп; оно важно для исторической геологии и стратиграфии.

6а. ОНТОГЕНЕЗ (от греческого on, род. падеж ontos - сущее и ...генез), индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. Онтогенез включает рост, т. е. увеличение массы тела, его размеров, дифференцировку. Термин "Онтогенез" введён Э. Геккелем (1866) при формулировании им биогенетического закона. У животных и растений, размножающихся половым путём, зарождение нового организма осуществляется в процессе оплодотворения, а онтогенез начинается с оплодотворённой яйцеклетки - зиготы. У организмов, которым свойственно бесполое размножение, онтогенез начинается с образования нового организма путём деления материнского тела или специализированной клетки, путём почкования, а также из корневища, клубня, луковицы и т. п. (см. Вегетативное размножение). В ходе онтогенеза каждый организм закономерно проходит последовательные фазы, стадии или периоды развития, из которых основными у организмов, размножающихся половым путём, являются: зародышевый (эмбриональный, или пренатальный), послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный) и период развития взрослого организма. В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации, на разных стадиях развития организма, наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная наследственностью программа онтогенеза осуществляется под влиянием многих факторов (условия внешней среды, межклеточные и межтканевые взаимодействия, гуморально-гормональные и нервные регуляции и т. д.) и выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференцировки. Закономерности онтогенеза, причинные механизмы и факторы клеточной, тканевой и органной дифференцировки изучаются комплексной наукой - биологией развития, использующей, помимо традиционных подходов экспериментальной эмбриологии и морфологии, методы молекулярной биологии, цитологии и генетики. Онтогенез и историческое развитие организмов - филогенез - неразрывные и взаимно обусловленные стороны единого процесса развития живой природы. Первую попытку исторического обоснования онтогенеза сделал И. Ф. Меккель. Проблема соотношения онтогенеза и филогенеза была поставлена Ч. Дарвином и разрабатывалась Ф. Мюллером, Э. Геккелем и др. Все связанные с изменением наследственности, новые в эволюционном отношении признаки возникают в онтогенезе, но лишь те из них, которые способствуют лучшему приспособлению организма к условиям существования, сохраняются в процессе естественного отбора и передаются последующим поколениям, т. е. закрепляются в эволюции. Познание закономерностей, причин и факторов онтогенеза служит научной основой для отыскания средств влияния на развитие растений, животных и человека, что имеет важнейшее значение для практики растениеводства и животноводства, а также для медицины (БСЭ 3-е изд. 1978 г).

7. СЧЕНОВ И. М. Рефлексы головного мозга. Г. , 1961, с. 79. Возвращение в "Система человека".

8. ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения (мотивации), направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций - так называемый. эмоциональный тон ощущений - врождённые гедонические переживания (от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные, болевые). Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на два полярных класса. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие эмоций в онтогенезе связано с тем, что определённые объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению эммоций, приобретают способность вызывать их (формируются предметные эмоции, имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты - особый вид эмоций, отличающихся большой силой, бурным протеканием, выраженными вегетативными симптомами (например, страх, ярость) (БСЭ 3-е изд. 1978 г).

Значительная продолжительность отрицательного эмоционального баланса, как и продолжительная значительная интенсивность отрицательных эмоциональных факторов, губительно влияет на организм. В первом случае организм гибнет медленно (тоска, неволя, отсутствие условий для сна и отдыха...). Во втором случае происходит ускоренное истощение и гибель организма (состояние аффекта, шока, комы). Эмоции - явление перимущественно центральной нервной системы, а ощущения (эмоциональные факторы, сигналы первой сигнальной системы) - явление преимущественно периферийной нервной системы. Эмоции формируются ощущениями, но возможны и обратные процессы формирования, поскольку эмоции и ощущения представляют собою единую систему взаимодействий, где невозможен абсолют чистоты противоположностей, где противоположности изменяют и дополняют друг друга.

9. ЯВЛЕНИЕ АНТИЧЕЛОВЕКА - любой разумный источник агрессии по отношению к человеку. В настоящее время, носителем явления античеловека может быть только человек. Античеловечные проявления составляют динамику антиобщественной личности и не могут быть сущностью человеческой индивидуальности. Как правило, даже самый отъявленный носитель античеловечности содержит что-то человечное. К личностям-источникам тяжких криминальных проявлений античеловечности у общества двойственное отношение. С одной стороны, они - на 100% продукт общества, своеобразный результат общественных взаимодействий. Уничтожая их, общество самоустраняется от решения проблемы общественной человечности. С другой стороны, адаптация их в обществе является дополнительной нагрузкой на общество. Поэтому степень человечности решения этой проблемы прямо зависит от моральности и материальной обеспеченности общества. Явлением исключительной важности, в этом плане, является прогрессивное международное движение по отмене смертной кары.

Принципиальная поляризация общественных взаимодействий на человечные и античеловечные подразумевает существование широкого спектра античеловечных проявлений, не подпадающих под криминальную или административную ответственность, ведь античеловечными являются не только поступки аморальные, но даже и столь незначительные, как неприветливый взгляд, враждебное молчание. Тем не менее, именно такие малозначительные поступки складываются в штормы общественных катаклизмов. Поэтому, создание открытого гражданского общества предполагает обязательное, гарантированное дистанциирование каждого члена общества даже от незначительных проявлений античеловечности, что образует некоторую "нейтральную полосу", разделяющую человечность и античеловечность. Такая стратегия любого потенциального взаимодействия двух людей, для каждого из них, может быть выражена следующими словами: "Осторожно - Человек!!! Воздержись от взаимодействий, или делай только хорошее, что наверное понравится человеку".

Теоретической основой возможности искоренения античеловечных проявлений (возможности искоренения зла) из общественных взаимодействий, является свойство сознания смещать систему общественных взаимодействий в идеальный мир сознания настолько, что компонент действия полностью остаётся в сознании, не выходя в реальность. То есть, человек представляет собственное античеловечное действие, но не реализует его, опасаясь реакции общества. Такая осмотрительность человека возможна только в новом открытом обществе с демонтированной вертикалью власти и наличием сответствующих свобод. Отсутствие таких свобод у непросвещённого современника, соответственно обуславливает отсутствие стимула к упомянутой осмотрительности. Речь идёт о совершенно иной общественной ситуации с тенденцией планомерного, неуклонного ограничения государства, обусловленного снижением агрессивности среднестатистической личности, в связи, в первую очередь, со знанием личностью законов организации и развития общества, что должно обеспечиваться просвещением человека. Научная теория организации и развития общества, в виде элементарных основ неагрессивного общества, элементарных основ поведения человека, должна преподаваться в общеобразовательной школе. Наши школы очень многому учат молодых людей, но не учат жить в обществе; причиной чего являются особенности современного социально-агрессивного общества. О них будет сказано в последующих разделах.

Возвращение в "Личность и парадокс человека"

Hosted by uCoz