Кудрачинський В. В
Познающие мир Мир систем Феномен и парадокс человека

ДУАЛИЗМ ВСЕЛЕННОЙ

Первой изобретённой человечеством наукой была религия. Посейдоново нравоучение Одиссея: "Человек без бога - ничто" не просто миф. Сознание, возникшее в звериной голове питекантропа, сделало его наиболее опасным существом планеты. Движимый маниакальными идеями неокрепшего сознания первобытный человек убивал далеко не всегда, обеспечивая жизненно необходимые потребности человека, но и нередко, реализуя собственные, подчас совершенно нелепые идеи (например, чтобы, съев сердце соседа - удачливого охотника, стать таким же удачливым охотником), а то и просто, удовлетворяя любопытство. Несовершенное сознание не позволяло агрессору представить себя в роли жертвы. Возникающий разум обусловил потребность в познании, несвязанного с биологическим выживанием; в познании невозможном без разрушения окружающих: природы, человека, общества. Поэтому общество людей смогло возникнуть только тогда, когда человека удалось убедить, в первую очередь, в недопустимости съедания другого человека, во всяком случае - соплеменника, соседа. И первостепенную роль в таком убеждении сыграла религия. Трудно переоценить значение религии в истории цивилизации, оно огромно. И тем не менее, субъективность методов религии, решающим образом ограничила её исследовательское значение в человеческом познании мира. Иначе и не могло быть: уж очень много вопросов было поставлено, на которые требовались немедленные ответы.

Пытливый разум исследователя требовал определённости и точности, многократной проверенности фактов. Такие потребности человека привели к расколу религии на теизм и философию - ветви интуитивного и научного познания, соответственно. Философия - наука всех наук, давшая начало всем ныне известным наукам, в свою очередь, поляризовалась на идеалистическое (менее научное) и материалистическое (более научное) течения. Большая научность материализма обеспечивалась его эмпиричностью. Материалисты утверждали преимущественно то, что подтверждалось экспериментом. Идеализм же в значительной мере сохранял черты теизма 1.

Великим Вольтером были сказаны великие слова: "Религия - путь от бога к человеку, а наука - путь от человека к богу". Религия и наука - существующие в единстве и борьбе, диалектические противоположности. Согласно диалектике, полное исчезновение религии должно привести и к исчезновению науки. Современное состояние цивилизации соответствует середине пути от религии к науке. Мы ещё многое возлагаем на интуицию, просто на веру, хотя реализацию идей стремимся основывать на максимально достижимой достоверности знаний. С течением времени ситуация будет изменяться. Согласно закону колебательного процесса взаимодействия противоположностей, если первые научные теории человечества носили характер религий, то теории высшей ступени развития человечества будут носить исключительно научный характер. То есть, процесс познания мира человеком идёт от практически 100%-ой религии к практически 100%-ой науке. Хотя абсолютная чистота ни в первом, ни во втором случае не достигается. Она невозможна, как и всякий абсолют. В этой связи, если первой наукой человечества была религия, то последней религией человечества неизменно становится наука, что будет выражаться в научном обосновании любого догмата религии. Затем всё повторяется уже на новом, более высоком уровне развития очередного периода собственных колебаний малой вселенной 2.

Эффективность систем повышается в направлениях: возрастания чистоты взаимодействующих противоположностей, и возрастания энергии их взаимодействия. Наиболее эффективные системы образуются путём взаимодействия сверхчистых (содержащих минимум примеси противоположного явления) противоположностей, взаимодействующих с максимальной энергией, которую, с необходимым запасом прочности способна выдержать система. Нечистые противоположности не обладают достаточной разностью потенциала и не способны взаимодействовать надлежащим образом, потому эффективность такой системы стремится к нулю. В изоляции от собственной противоположности, явление не имеет возможности взаимодействовать с этой противоположностью, и утрачивает собственную сущность, поэтому эффективность системы снова равна нулю, поскольку сама система не существует. В доказательство изложенному можно привести массу примеров, хотя верность его почти очевидна. Чем больше наука дистанцируется от религии (сохраняет собственную чистоту), тем более она научна, но полная изоляция науки от религии приводит к расколу науки на менее научное, и более научное течения: образует антинаучную противоположность науки, внутри смой науки. Это и произошло с классическим материализмом 3.

Огромные успехи прикладных наук 19-го - 20-го столетий склонили к материалистическому мировоззрению лучшие силы мировой научной мысли. Материалистическая философия по праву заняла передовые позиции в науке и вплотную подошла к вопросам, решение которых, с позиций традиционного материализма, оказалось невозможным. Кризис материализма проявился, в первую очередь, в невозможности построения концепции мира, которая бы согласовывалась с рядом неопровержимых научных фактов. Расширение видимой части Вселенной свидетельствовало о существовании начала расширения и его ограниченности в пространстве. Изучение атома давало неопровержимые аргументы в пользу ограниченности во времени нашего мира. В то же время, общепринятой научной истиной считалась бесконечность Большой Вселенной 4 в пространстве и времени.

Что было до возникновения Нашей Малой Вселенной 5 (НМВ)? Почему само возникновение НМВ стало возможным вопреки второму закону термодинамики? Как объяснить факт совершенной плоскости НМВ 6? Какое место человека во Вселенной? Само возникновение человека случайность или закономерность? Ответов не было.

В пользу антропного (связанного с человеком) происхождения НМВ свидетельствовала теория элементарных частиц с целым рядом физических констант, но классический материализм отвергал любую мысль о причинной связи между существованием разума и свойствами Вселенной. Приспособленность Вселенной к возникновению жизни и разума, классическим материализмом трактовалась, как явление случайное, следствие некого принципа целесообразности. Современное состояние проблемы антропного принципа, ссылаясь на данные И.Л. Розенталя, метко охарактеризовал И.А. Климишин в своей книге "Астрономия наших дней".

"На протяжении многих столетий человечество постепенно освобождалось от антропоцентрического взгляда на строение мира… Но изгнанный в дверь, он вновь и вновь возвращался через окно...

В самом деле, как отметил И. Л. Розенталь (СССР), структура наблюдаемой нами Вселенной "устроена так хрупко, что малейшие изменения действующих в ней закономерностей приводят к катастрофическим последствиям". Но все как будто подстроено так, чтобы развитие всех возможных процессов привело к появлению на Земле разнообразных форм жизни вплоть до человека, способного постигать и раскрывать тайны окружающей его Вселенной.

Вот первый пример. Как отмечает И. Л. Розенталь, если бы масса электрона была всего в три с небольшим раза больше наблюдаемой, то водорода как такового не существовало бы - произошел бы его коллапс с образованием нейтронов и нейтрино. И в дальнейшем в мире не было бы никаких химических элементов или сложных ядер.

Далее. Если бы разность масс нейтрона и протона Δm = mn - mp была всего вдвое больше, дейтрон был бы нестабильным. Поэтому и синтез гелия и более тяжелых элементов стал бы невозможным.

И еще. Если бы сила взаимодействия между двумя барионами была всего на 10 % больше, то все существовавшие протоны, по схеме 1H+1H → 2H+ν образовали бы изотопы ядра гелия. Не было бы ни воды, ни, конечно, жизни. К тому же оказались бы невозможными все реакции образования химических элементов, более сложных, чем 4He…

Из всего сказанного И. С. Шкловский сделал следующий вывод: Наблюдаемая нами Вселенная не единственная, скорее всего, существует бесконечное множество различных строго изолированных вселенных, каждая со своим набором констант взаимодействия и фундаментальных чисел".

Среди многочисленного количества моделей НМВ, математический анализ свидетельствовал в пользу модели пульсирующей Вселенной, но как быть с всепоглощающей, всёрассеивающей в бесконечные просторы Вселенной, энтропией 7? Единственным способным противостоять энтропии фактором является разум, но материализм отказывал ему в равенстве с материей. Трудных испытаний претерпела материалистическая концепция саморазвития материи. "Очень тяжело говорить, - писал выдающийся биохимик, лауреат Нобелевской премии А. Сент-Дьердьи о строении живой клетки, - что эти огромной сложности системы могут быть построены путем случайных мутаций"8. Подтверждаемое фундаментальными исследованиями, понимание неисчерпаемой сложности материи все большее склоняло учёных к мысли об информационной, программной функции материальных глубин: "Познать вещи - значит увидеть в них их историю, расшифровать бесконечное число "текстов"... увидеть в электроне, атоме, организме и т.д. как бы "следы", "отражения" и "тени" прошлого. Существует, очевидно, общий генетический закон повторения важнейших итогов развития материи в структуре основных форм материи" 9. С углублением науки в материю, материя все большее походила на непрочитанную книгу с великим множеством страниц разнообразнейший информации о прошедшем и будущем. Но как образовалась такая сложная, можно сказать разумная, материя?

Очевидно, единственным способом определения явления материи есть противопоставление её, сознанию. "...есть ли более широкие понятия с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое? Нет"10. Признавая диалектику наибольшим достижением философии и универсальным инструментом познания, определяя материю и сознание как наиболее общие противоположности мира, диалектический материализм 11 20-го века односторонне освещает диалектическое единство материи и сознания. Он не в состоянии оторваться от конкретных условий отдельной планеты. С позиций этого, так называемого диалектического материализма, диалектическое единство материи и сознания образуется только после возникновения человека. До этого момента, в материалистическом понимании мира, материя никак не связана с сознанием и существует как бы сама по себе. Такая позиция материализма несовместима с ядром диалектики - законом о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому противоположности в отрыве друг от друга утрачивают собственную сущность, а значит и способность к развитию, что делает невозможным их существование продолжительнее периода их взаимодействия. Поскольку, по сравнению с материализмом, диалектика есть более общее, более сильное учение, под сомнение следует поставить положения материализма.

Материя и сознание есть наиболее общие, вечные и неуничтожаемые, бесконечные во времени и пространстве противоположности малых вселенных, которые взаимодействуют и развиваются по законам волны, и существовать друг без друга не могут (Рис.1. 15,708 кб). Вселенная не просто материальна, она идеально-материальная - дуалистическая, поскольку образована во взаимодействии двух противоположностей, и содержащая информацию материальной организации - идею мироздания, в глубинах материи. Дуалистическая концепция мироздания полностью отвечает научным достижениям современности, устраняет противоречия и позволяет обосновать пульсирующую модель НМВ, которая является наиболее вероятной и в свете общей теории систем.

Дуалистичность нашего мира заключается не только в единстве идеального и материального. Повсюду, в каждом явлении повседневности просматривается дуализм динамичной асимметрии принципиально симметричного мира - единства симметричной статики материи и периодично-асимметричной, волновой динамики энергии. Дуалистичной является основа современной философии - диалектика, с её законом единства и борьбы противоположностей. Фундаментальная дуалистичность мира наглядно демонстрируется компьютером, который может всё, обходясь двоичной системой исчисления 14 , используя только два состояния электрической цепи: "есть ток" и "нет тока". Насквозь дуалистична вся механическая физика, с её действием и противодействием; электростатика, с её противоположными зарядами; вся химия с её химическими взаимодействиями противоположно заряженных ионов. В силу дуалистичности мира, дуализм диалектики делает её универсальным инструментом познания, применимым в каждой науке. Любопытно отметить по этому поводу: что бы ни сказал поэт - всё звучит правдиво, ведь в конечном итоге, всё в мире сводится только к двум состояниям: "да" и "нет". Поскольку противоположности не существуют друг без друга, в любом утверждении есть доля истины. Неправдиво звучит только утверждение, касающееся явления с ярко выраженной противоположной асимметрией системы. Утверждение концепции дуализма Вселенной открывает новую страницу философии, даёт начало подлинно диалектического - дуалистического материализма, признающего равноправие обоих философских течений: материализма и идеализма, объединяемых основой основ методологии человеческого познания - диалектикой.

Совсем необязательно, чтобы генерирование собственных колебаний малой вселенной (МВ) осуществлялось чередованием процессов расширения и сжатия одного и того же пространства. Скорее всего, наблюдаемое нами расширение пространства НМВ - процесс необратимый. Превозмогающий энтропию, процесс генерации незатухающих колебаний НМВ невозможен без периодического обновления, неизменно деградирующей материи, периодического создания нового пространства и нового вещества, в процессе рождения обновлённой малой вселенной. К моменту достижения вершины развития, сознанием малой вселенной, её расширение достигает достаточных размеров, чтобы из занятого пространства аккумулировать энергию для обновления МВ. В нужный момент эта энергия концентрируется в объеме геометрического кванта. Именно такой объём, по расчётам учёных, занимала Наша Малая Вселенная в момент её возникновения. После чего происходит очередной "Большой взрыв", зачинающий рождение обновлённой МВ, зачинающий очередной период существования МВ, очередной период генерации собственных колебаний МВ. Таким образом, генерирование собственных колебаний МВ происходит как бесконечная череда Больших взрывов. Расширение МВ происходит в виде расширения пространства - материи, а сжатие МВ происходит в виде титанической, энергетически-опустошающей миллиарды световых лет пространства, концентрации энергии в точке очередного Большого взрыва. Поскольку полномасштабное воспроизводство микромира нам, скорее всего, неподвластно, или не является рациональным, составная восходящего развития МВ образуется вектором развития "микромир - макромир" (см. Система Большой Вселенной).

Процесс генерирования собственных колебаний МВ можно сравнить с кругами волн на водной поверхности, расходящимися от периодически падающей капли. Здесь падение капли выполняет функцию Большого взрыва, а каждая волна, расходящаяся по кругу от точки падения капли олицетворяет, расширяющуюся малую вселенную. Если наблюдать этот процесс на достаточно большой площади водной поверхности можно заметить, что после возникновения каждого очередного кольца волны, предыдущее кольцо не исчезает, оно продолжает двигаться на значительно большем удалении от точки возникновения. Радиальное расстояние между этими кольцами составляет длину волны собственных колебаний системы. Хотя понятия пространственных и временных промежутков, в системе малой вселенной, носят относительный характер, в силу большой кривизны пространства-времени.

Рис. 2. (32,840 кб) является иллюстрацией наиболее общих принципов организации Нашей Малой Вселенной. Вне сферы расположения Млечного Пути уже должны существовать цивилизации находящиеся на более высокой ступени развития, чем мы. Хотя других подтверждений этого мы пока не имеем.

Hosted by uCoz